Веерное искусство – содружество ремесел.
Веер исчез из современного обихода, но интерес к вееру, как к предмету искусства, никогда не проходил. Веерное искусство относится к коллективному мастерству: над изготовлением веера трудились лучшие резчики по кости, ювелиры, художники, кружевницы, вышивальщицы.
Складной веер, изобретенный в Японии, в IX веке появился в Китае. В конце XV века складной веер завезли в Испанию и Англию, затем в Италию и Францию. Во Франции, законодательнице европейской моды, в эпоху королей Людовика XIV и Людовика XV изготовление вееров достигло совершенства. Не отставали от Франции и европейские державы. В России складные веера вошли в употребление в эпоху реформ императора Петра I. Популярным веер стал чуть позднее, когда на русском престоле царствовали женщины.
Резной костяной, перламутровый, черепаховый, деревянный остов крепился к кожаному, бумажному, шелковому, кружевному, перьевому экрану. Материал и характер украшения вееров зависели от меняющихся художественных стилей XVIII-XIX веков: рококо, классицизм, ампир, историзм, модерн. В XVIII веке веер воспринимался как продолжение женской руки и был неотъемлемым аксессуаром аристократки при выходе в свет. Веера расписывались античными, библейскими сюжетами, взятыми из станковой живописи. В XVIII и XIX веках веер являлся дополнением к дамскому туалету. Однако в XIX веке веер становится самостоятельным предметом декоративно-прикладного искусства.
Веер наиболее ярко характеризировал время, свидетельствовал о социальном статусе своей владелицы, её политических взглядах, религиозных устоях, эстетических предпочтениях, являлся важным средством коммуникации и флирта.
Читать далее