Вернуться
24 из 24
Просмотрено 24 из 24
Художественная резная кость и перламутр
Художественная резная кость и перламутр
Заголовок
Художественная резная кость и перламутр
Аннотация
Художественная резьба по кости относится к одному из древнейших видов искусств. Технические приемы резьбы по слоновой, мамонтовой кости, цевке (кость домашних животных), моржовому клыку (рыбий зуб), панцирю черепахи и перламутру вырабатывались веками. Также с веками менялся ассортимент, художественный стиль резьбы по кости. Однако во все времена, выполненные из кости, ларцы, всевозможные коробочки, игральные принадлежности, плакетки, разнообразные предметы церковного обихода, дамского и мужского туалета вызывали восхищение и относились к предметам роскоши и престижа. В Средневековье изделия из кости использовались как дипломатические подарки. В Средневековую Россию изделия восточных и европейских резчиков поступали к царскому двору в качестве диковинных подарков. К старейшему русскому центру художественной резьбы по кости относится село Холмогоры Архангельской губернии. С XVII века мастера-косторезы из Холмогор славились своими умениями при московском царском дворе. Так сложилась школа резчиков по кости Московской Оружейной палаты. Для изделий XVII века: ларцов, гребней, шахмат, посуды, инкрустированного оружия, характерен резной травный орнамент. Токарной работой по кости профессионально занимался император Петр I, увлечение которого сыграло не последнюю роль в развитии косторезного искусства в России. С XVIII века в петербургских дворцах именитых людей стояли специальные токарные станки, на которых дворяне вытачивали разные изделия. Известно, что императрица Екатерина II выточила табакерку с собственным портретом в образе Минервы по образцу медали И.Г. Вехтера 1767 г. Культовые и светские вещи украшали интерьеры домов бояр, зажиточных купцов, воевод, поморов. Орнаменты резных изделий в первой половине XVIII века заимствовались из литературно-графических источников, в частности, из вышедшей в русском переводе книги «Символы и эмблемата», изданной в Амстердаме в 1705 г. К середине XVIII века архангельские косторезы, прекрасно разбираясь в западноевропейском искусстве, выработали свой художественный язык, заполняя раковинами-рокайлями всю поверхность предмета. Этот стиль называется «архангельское рококо». Во второй половине XVIII века интерес к античной культуре обусловил переход к языку классицизма, когда уравновешенный геометрический орнамент учитывал конструктивные особенности предмета и заполнял всю его поверхность. К XIX веку Санкт-Петербург превращается в центр косторезного ремесла. Несмотря на это, изделия из кости поступали в магазины северной столицы штучно, продолжая существовать как редкостные подарки, а также производились на экспорт. Предметы холмогорских мастеров относятся к национальному богатству России.
Авторы
Надежда Анатольевна Астафьева, хранитель музейных предметов I категории отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
Слюдяные оконницы