Вернуться
21 из 24
Просмотрено 21 из 24
Святое Евангелие
Святое Евангелие
Заголовок
Святое Евангелие
Аннотация
«Евангелие» (с греческого «благая весть») – главная книга в христианском богослужении. «Евангелие» входит в состав «Нового Завета» и повествует о рождении, земной жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа. «Четвероевангелие» — общее название для первых четырех книг Нового Завета, написанных апостолами в I веке: «Евангелие» от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Различают «Евангелие» для повседневного общего чтения и «Евангелие» богослужебное, в котором текст разделен на отдельные фрагменты (зачала) для чтения на церковных службах и добавлены богослужебные указания. «Евангелие» богослужебное бывает напрестольное – находящееся на престоле (обычно большого размера) и требное – небольшого размера, используемое при совершении треб (крестины, венчание, отпевание и другие). Внешнее оформление напрестольных «Евангелий» должно вписываться в пышное убранство храмов, поэтому мастера любили украшать «Евангелия» красивыми переплетами. Переплеты изготавливались из досок (дубовых, липовых), их обтягивали кожей (телячьей, свиной, козьей или овечьей), бархатом или тканью, верхняя крышка покрывалась окладом из драгоценных или полудрагоценных металлов (золото, серебро), меди или сплавов (олово, латунь, бронза), украшалась самоцветными камнями и цветными эмалями. Оклады были сплошными или со съемными крышками и дробницами, с литыми, чеканными и гравированными накладками. Поверхность крышек и корешка декорировали растительным или геометрическим орнаментом. В центре верхней крышки традиционно изображали сцену «Воскресение Господне», в фигурных наугольниках представляли четырех сидящих за переписыванием «Евангелия» апостолов (учеников Христа) вместе с их символами — евангелиста Матфея с ангелом, евангелиста Луку с тельцом, евангелиста Марка со львом и евангелиста Иоанна с орлом. Чтобы предохранить бумагу от сырости и плесени, книгу закрывали замками – на ремнях закрепляли фигурные застежки, украшенные узорами. Книжный обрез золотили и украшали тиснением в виде орнамента. В XIX-XX веках переплеты «Евангелий» небольших размеров изготавливали из легкого картона и обтягивали кожей или тканью. «Евангелия» украшали не только снаружи, но и изнутри. Иллюстративное оформление книги делало ее подлинным произведением искусства. Книги украшали красочными миниатюрами, гравюрами на дереве и на металле, литографиями и хромолитографиями, заставками с растительными узорами, крупными инициалами и заголовками, выполненными вязью – декоративным письмом, связывающим буквы в непрерывный орнамент. Наборный шрифт включал буквы кириллического письма, а в XIX-XX веках книги начали печатать гражданским шрифтом. Большинство «Евангелий» коллекции относится к XVII-XVIII векам. В XVII-XVIII веках Евангелия издавались государственными типографиями Москвы и Санкт-Петербурга, в конце XVIII-начале ХХ века – еще и старообрядческими типографиями. Над гравюрами и заставками, украшающими «Евангелия», работали искусные мастера: Алексей Нефедьев, Никодим Зубржицкий, Иван Зубов и его мастерская, Василий Иконников и другие. В коллекцию входят «Четвероевангелия», изданные в Вильне (современный Вильнюс) белорусским первопечатником Петром Мстиславцем в 1575 году. Книги напечатаны крупным шрифтом, который считается классическим для издания «Евангелий», украшены изысканными растительными заставками с ягодами, шишками, лопнувшими гранатовыми яблоками и вьющимися стеблями. В Типографии Мамоничей выпущены «Четвероевангелия», повторяющие издание Мстиславца: «Четвероевангелие» без сигнатур (порядковый номер печатного листа), вышедшее в 1600 году, и «Четвероевангелие» с сигнатурами — не ранее 1614 года. Гравюры и заставки «Четвероевангелий» Типографии Мамоничей копируют работу Мстиславца, но выполнены в более грубой манере. В коллекцию входит «Четвероевангелие», изданное в 1907 году. Набор из четырех «Евангелий» помещен в подарочный футляр. Размер каждого тома: 5х4 сантиметров. Футляр и переплеты выполнены из сафьяна – тонкой козьей или овечьей кожи. Каждый том украшен золотым тиснением и тройным золоченым обрезом. По легенде, подобные издания императрица Александра Федоровна дарила выпускницам Бестужевских курсов в Петербурге. В византийско-славянской традиции сложилось несколько типов «Евангелия». «Евангелие-тетр» (с греческого «четыре») – четье (для чтения), содержит полный текст четырех «Евангелий», предназначено для келейного (домашнего) чтения. В коллекции представлено «Евангелие-тетр», выпущенное в Вильне в старообрядческой Типографии Униатского Троицкого монастыря в 1801 году. «Евангелие-апракос» (с греческого «праздничный») – служебный тип «Евангелия», включает евангельские тексты, расположенные в виде чтений на определенные седмицы (недели) богослужебного года. Различают три основных вида «Евангелия-апракоса»: воскресный апракос, содержащий субботние и воскресные чтения на весь год и чтения Страстной недели; краткий апракос, содержащий чтения от Пасхи до Пятидесятницы, чтения Страстной седмицы, субботние и воскресные чтения на весь год (к этому типу относится Остромирово Евангелие 1056-57); полный апракос, от «нового лета» до Великого поста и чтения Страстной седмицы. В коллекции представлено первое издание «Остромирова евангелия» 1843 года, подготовленное филологом и археографом А.Х.Востоковым (1781-1864). «Евангелие толковое» содержит комментарии на евангельские тексты. В коллекции представлены издания «Евангелий толковых» с комментариями церковного писателя и богослова Феофилакта Болгарского (II половина XI в.-начало XII в.). «Евангелие учительное» — сборник извлечений и сокращений из бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других авторов на воскресные евангельские чтения, составленный, как принято считать, Константином Болгарским (Преславским) в конце IX века. Содержит 51 толковую беседу на воскресные евангельские чтения от Пасхи до Цветной недели, составленную на основе сочинений христианских писателей. Беседы предназначались для чтения в церкви и для домашнего чтения. В коллекции представлено рукописное «Евангелие учительное» середины XVI века, место изготовления рукописи не установлено. «Евангелие» отличает удивительная графичность полууставного письма. Начало текста предваряют некрупные киноварные инициалы. Изысканные полихромные заставки выполнены в балканском стиле — узор из элементов плетеного орнамента с использованием красок серого, синего, коричневого и желтого цветов. Украшением книги является вставка из шелка темно-малинового цвета с орнаментальной рамкой. Одним из редких изданий является «Евангелие учительное», изданное в Евье (ныне город Вевис под Вильнюсом) в Типографии Братского Виленского монастыря Сошествия Святого Духа в 1616 году. Самостоятельным сочинением восточнославянского философа и богослова Кирилла Транквиллиона-Старовецкого (ум. 1646) является «Евангелие учительное», впервые изданное в 1619 году в Рохманово (село находится между украинскими городами Ровно и Тернополем). Книга получила широкое распространение в Речи Посполитой и на Руси, но в 1625 году на церковном соборе было вынесено решение о ее несоответствии православному канону, книга была признана католической и подлежала уничтожению. В 1697 году книга была издана вторично белорусским печатником Максимом Вощанкой и полностью повторяла первое издание.
Авторы
Светлана Юрьевна Князева, хранитель музейных предметов I категории отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
Сани, саночки, салазки
Синодик - народная книга