Вернуться
9 из 24
Просмотрено 9 из 24
Изобразительная и орнаментальная вышивка
Изобразительная и орнаментальная вышивка
Заголовок
Изобразительная и орнаментальная вышивка
Аннотация
Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Особое место в русских церквях занимали предметы, украшенные изобразительной вышивкой, которые входили в повествовательную, содержательную часть службы. Изобразительной вышивкой (лицевым шитьем) называются все виды сюжетной вышивки, использовавшейся на Руси с Х века. Орнаментальной вышивкой называется вышивка узоров и орнаментов. Произведение с изобразительной вышивкой было результатом длительного труда коллектива мастеров. Привозная шелковая ткань натягивалась на пяльцы, с подложкой из холста. Рисунки для вышитых икон создавали «знаменщики», которыми служили иконописцы. Надписи писал «словописец» - специалист-каллиграф. Орнамент выполнял «травщик». После нанесения рисунка телесными шелками вышивали лица и открытые части тела (личное шитье). Одежду, архитектуру и пейзаж (доличное шитье) вышивали разными техниками: цветными шелками на проём, золотными нитями по настилу вприкреп и скаными нитями (разновидность золотных нитей, перевитых с цветным шелком). С XVII в. в золотом шитье использовались канитель, трунцал, бить, блестки, вставки из стекол и драгоценных камней. В искусстве русской средневековой вышивки художником являлась женщина. Французский археолог Габриэль Милле (1867-1953) очень точно назвал произведения средневековых вышивальщиц «живописью иглой». Наибольшее развитие изобразительная вышивка получила в XVI-XVII ст. Вековой монастырский устав русской домашней жизни располагал к рукоделиям, которые выполнялись в «светлицах» - светлых хороминах. Мастерскую возглавляла хозяйка дома, которая вышивала сама и набирала штат мастериц. Профессия вышивальщицы была почетной. Каждая мастерская имела особый почерк. Сюжет и варианты иконографии одобрялись заказчиком. Муж, в доме которого была такая светлица, мог высоко подняться по социальной лестнице. Окольничий Василий Волынский, управлявший Посольским приказом во второй половине XVII века, по свидетельству современников человек «посредственного смысла, легкомысленной совести и муж малограмотный», проложил себе путь наверх благодаря знаменитой золотошвейной мастерской своей супруги. В XVI - XVII веках в Москве наиболее известными были светлицы княгини Старицкой, боярынь Годуновых, княгини Сицкой, боярынь Милославских, князей Одоевских, «именитых людей» Строгановых. С XVI века крупнейшим древнерусским центром художественной вышивки была мастерская, располагавшаяся на территории Московского Кремля. С XVII века эта светлица получила название «Царицына мастерская палата». Царица сама вышивала шелками, золотом, низала жемчугом утварь, пересматривала свой гардероб. Золотошвеи занимали пятую степень царицыных чинов. Мастерицы и ученицы были женами и дочерьми из знатных семей, дворовых государевых людей: бояр, стряпчих, конюхов, подъячих, и людей из городового дворянства. Царицына мастерская палата, ведущие княжеские, боярские, монастырские мастерские, являясь эталонными, оказывали большой воздействие на развитие вышивального искусства в стране, диктовали вкус и были распространителями лучших традиций искусства русской художественной вышивки XVI-XVII столетий. Со второй половины XVII в. искусство барокко привнесло большие изменения в изобразительную вышивку. Постепенно стали утрачиваться живописное начало и приемы древнерусской вышивки. В XVIII в. вышивальщицы применяли старые технические приемы и орнаментальные мотивы в народном костюме и в предметах быта, а новые европейские приемы светской вышивки – в церковных предметах. В XIX в. вышитые лики окончательно заменяются живописными. На рубеже XVIII-XIX веков заказы двора и аристократии при подготовке приданого, парадного платья выполнялись в известных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга: А.Н. Ермолаева, А. Козьмина, Коробова-Комкова, Е. Ломан, Лихачева, Тимашова, Форша, Шпирлинга.
Авторы
Надежда Анатольевна Астафьева, хранитель музейных предметов I категории отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
Замки
История повседневности коломенских крестьян