Вернуться
20 из 24
Просмотрено 20 из 24
Сани, саночки, салазки
Сани, саночки, салазки
Заголовок
Сани, саночки, салазки
Аннотация
Сани - древнейший вид передвижения для северных стран, знакомых со снегом и льдом, на них перевозили груз и пассажиров. Форма саней архаична – это кузов, поставленный на полозья – два длинных деревянных бруса с плавно загнутой вверх головкой. Для перемещения саней использовали различную тягловую силу - человека, лошадь, собаку, вола, оленя. Название «сани» славянского происхождения, восходит к слову «сань» - полоз, змея. Сани участвовали во многих народных обрядах – свадебном, погребальном, на масленичных гуляньях. На Руси перемещаться на санях было почетнее, чем на колесном транспорте, известно упоминание саней в летний период для парадных выездов русских царей и церковных иерархов в XVII веке. В Летописном своде встречаются изображения саней. Разнообразные по назначению, они имели свое название: розвальни, кошева, волокуши, салазки, подсанки, нарты, дровни, каптана, избушка, возила, пулка и другие. В альбоме представлена коллекция саней и санок XVIII - первой половины XX веков из недавних поступлений в музей-заповедник, разнообразная по своему назначению и географии. Заметными в коллекции стали несколько маскарадных саней западноевропейской работы, богато украшенных резьбой и росписью. В своей основе - это был одноконный экипаж, рассчитанный на одного пассажира и сопровождающего сани возницу, английское сиденье для которого располагается за кузовом. В Европе подобная конструкция саней широко бытовала в XVII-XVIII веках в кругах высшей знати. Традиция санных прогулок связана с карнавальными шествиями и маскарадами, известна в Северной Европе с XVI века. В России маскарадные или потешные сани вошли в обиход с воцарением Петра Великого, они использовались в среде высшей аристократии при коронационных торжествах, на Масленицу, в маскарадных празднествах и во время других зимних увеселений. Самыми ранними в музейной коллекции являются уникальные саночки из Нидерландов, из провинции Фрисландия города Ханделуппен, датированные 1719 годом. Они украшены резьбой и росписью с жанровыми сценами. На спинке представлена резная композиция с датой и гербом города Ханделуппен: женская фигура с пальмовой ветвью и рогом изобилия в руках, в подножии – военная арматура. На одной из граней изображен сюжет катания на подобных санях. Такие ручные сани применяли в Голландии для катаний по льду каналов и замерзших водоёмов. Пассажир располагался на сиденье, вытянув ноги, и перемещался по льду, отталкиваясь с помощью двух деревянных стеков с заострённым концом. Этот вид зимних катаний был популярен в Голландии на протяжении длительного времени. В альбоме имеются финские сани – традиционный вид саней, распространенный в Северной Европе и предназначенный для передвижения по заснеженным равнинам, замерзшим водоёмам, в том числе, для использования в зимней рыбалке. Такой тип саней появился в северной Скандинавии в местечке Jämtland. В конце XIX века сани стали использоваться в спортивных состязаниях. Первоначально сани изготавливались из дерева, но в 1900 году финский механик Оскари Терхи соорудил для них металлические полозья. Финские санки изготавливали в Финляндии, Норвегии, Швеции. В начале XX века финские сани стали популярны в северо-западных губерниях Российской империи, в том числе в Санкт-Петербурге, на финских санках катались в одиночку и парами. Интересный экземпляр первой трети XX века – альпийские санки для спуска с гор. Они развивали высокую скорость, поэтому для катания на склонах прокладывали специальные трассы в снегу. Лечиться горным воздухом и солнцем в Альпы приезжали уже в XIX веке, считалось, что здешний целебный климат творит чудеса, а подобные санки служили спортивным развлечением для отдыхающих. Тогда же появились соревнования по саням. В 1883 году на трассе Давос-Клостер в Швейцарских Альпах состоялись первые «саночные гонки», в которых участвовали саночники из 8 стран. Альпийские санки являются родственниками скелетонов и бобслея, которые в наше время стали олимпийскими видами спорта. Родиной спортивных саней можно считать Альпы. Однако, альпийские санки применяли не только спортсмены - местные почтальоны перевозили свой груз по горам, запрягая в них сенбернаров. Русские сани представлены легкими беговыми санями на металлических полозьях. Подобные сани с выгнутым передком, были заимствованы из Европы и широко бытовали в России весь XIX век. На данных санях нет облучка – сиденья для возницы, а это означает, что санями управляли сидя в кузове. Одиночные открытые сани предназначались для коротких путешествий по городу состоятельными господами, в них запрягали рысаков для зимних испытаний. Корпус саней обивался тонким слоем древесного шпона, внутренность - выстилалась сукном, либо ярким цветастым ковром, пассажир-возница укрывался полстью — теплым покрывалом, часто медвежьей шкурой или шерстяной тканью. Одними из самых распространенных хозяйственных саней в России были санки для дров, выполненные полностью из дерева, по своей конструкции напоминающие дровни, но только меньшего размера. Санки имеют полозья с высоко поднятыми концами - «головкой», в полозья вставлены стойки – копылья, на которые положены два длинных бруска – грядки (нащепа), скреплялись такие санки ивовой лозой, иногда их украшали росписью кистевыми мазками. Такие санки использовали не только в хозяйстве, на них катались с гор дети во время зимних праздников, подкладывая на сиденье солому. Часто их мастерили самостоятельно из осины, березы, вяза, дуба. Известные центры, занятые санным промыслом, существовали в Пензенской, Вятской, Московской, Новгородской и других губерниях. Важный этап изготовления – гнутье полозьев, выполняли на специальных бондарных приспособлениях, предварительно распарив жерди из крепких пород дерева – дуба, вяза, березы, клена. Обрядовые санки (салазки) представлены в коллекции музея небольшими вологодскими саночками, это так называемые «катальные» санки, используемые в период масленичных гуляний для скатывания с горы. Санки выполнены из дерева, с резными расписными филенками, в них сочетаются многочисленные орнаментальные и изобразительные мотивы, типичные для русской народной культуры, являющиеся особыми знаками — оберегами. Санки традиционно бытовали на Русском Севере, и долгое время были не просто детской забавой, подобные санки являлись частью празднования Масленицы, их заранее с любовью изготавливали отцы для своих дочерей. Девушки, вошедшие в возраст невест, собирались с санками у снежной горки, если к одной из них подсаживался молодой человек, то это расценивалось как предложение руки и сердца, и в доме можно было ожидать сватов. Санки были частью веселого праздничного катания. В представленном альбоме имеется возможность сравнить русскую и европейскую традицию катания на санях и их изготовления, проследить пути взаимопроникновения культурных традиций.
Авторы
Светлана Михайловна Передера, хранитель музейных предметов I категории отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
Русские святые
Святое Евангелие