Вернуться
22 из 24
Просмотрено 22 из 24
Синодик - народная книга
Синодик - народная книга
Заголовок
Синодик - народная книга
Аннотация
«Синодик» (с древнегреческого «соединяемый») – сборник, в который записывали имена преставившихся христиан для поминовения в церковных службах. В Византии сложился церковный «Синодик», или «Чин православия», который возник на основании протоколов VII Вселенского собора и означал торжество православной веры над иконоборчеством; совершался в храмах в первое воскресение Великого поста. Личные и семейные синодики в старину называли «диптихами» (две таблички или складень с двумя створками). На одной табличке записывали имена живых людей, за которых молились о здравии; на другой – имена умерших, о которых молились за упокой их души. На Руси такие таблички стали называть «Помянниками», они ведут свою историю с домонгольских времен. Семейный «Помянник» – вечная книга, и в наши дни в семьях верующих ведутся тетрадки с записями умерших родственников. На протяжении столетий книга менялась, усложнялся ее состав. К XVII веку рукописный «Синодик» включал Вселенский Синодик, Синодик-помянник и Синодик – литературный сборник с выписками из Священного Писания и трудов святых отцов. Начиная с XIV века, в связи с активным строительством монастырей, на Руси распространились монастырские синодики, куда записывали вкладчиков монастыря, прихожан и братию. В коллекции представлен «Синодик Николо-Угрешского монастыря» (ныне г. Дзержинский под Москвой), созданный в 1650-е годы, и, по-видимому, переписанный с синодика более раннего времени. Книга написана крупным полууставом, украшена заставками в стиле «старопечатного» орнамента с элементами барокко, выполненными пером, тушью, золотой и серебряной красками; красной краской – киноварью выписана вязь заголовков. Роскошное оформление книги ставит ее в один ряд с работами крупных книгописных мастерских, таких как мастерские Троице-Сергиева монастыря, мастерские патриаршего круга. Традиция синодичных поминовений не прекращалась в монастыре до его закрытия в 1920-е годы – еще три монастырских синодика из Николо-Угрешского монастыря относятся к 1751 году, 1870-м годам и к 1886 году. В синодиках упомянуты все благотворители Угрешской обители. Собственный синодик благотворителей московских купцов Зубовых изготовлен в 1833 году. В XVI-XVII веках получают распространение синодики одного рода, представители которого делали вклады в монастырь, где находилась усыпальница членов этого рода. К родовым синодикам относится «Синодик окольничего Ивана Андреевича Милославского» начала 1650-х годов. «Синодик» был вложен в Киржачский Благовещенский монастырь (ныне находится во Владимирской области). И.А.Милославский (ум. в 1663 году) – двоюродный брат И.Д.Милославского, отца Марии Ильиничны Милославской, ставшей первой женой царя Алексея Михайловича. В монастыре находилась усыпальница Милославских. «Синодик» украшен заставками и крупными инициалами, выполненными тушью, пером и красками; в начале книги размещена рамка титула в виде концентрических кругов, поддерживаемых рукой, украшенных растительным орнаментом. Книга включает литературное предисловие и «Помянник». В русской книжности к середине XVII века сформировался тип синодика – сборника непостоянного состава с обширными литературными предисловиями, которые включали в содержание сборника и украшали миниатюрами по желанию заказчика. Лицевой «Синодик» рода Хитрово-Бутурлиных 1701 года был выполнен по заказу Акилины Петровны Хитрово (1661-1712), по мужу Бутурлиной, и вложен в Троице-Лютиков монастырь (располагался по дороге из Калуги в Оптину Пустынь). Монастырь находился недалеко от родового имения Богдана Матвеевича Хитрово (1615-1680), в монастыре были похоронены родители и родственники Б.М.Хитрово. Отец Акилины Петровны Петр Савостьянович (ум. в 1677 году) был внучатым племянником Б.М.Хитрово. Акилина Петровна владела золотошвейной мастерской (1691-1711) в Москве, изготавливавшей произведения на заказ для высшего духовенства. «Синодик Троице-Лютикова монастыря» сохранился в неполном составе, украшен 146 миниатюрами, которые являются ярким примером сочетания канонов древнерусской книжности и приемов провинциальной народной культуры. Миниатюры книги, восходящие к житийной иконографии и Лицевому летописному своду, сильно архаизированы и упрощены, ярко раскрашены, близки к технике лубка, и, по-видимому, выполнены рукой провинциального художника. В синодик включен популярный в XVII веке апокриф (неканонический текст), относящийся к «Житию Василия Нового о мытарствах блаженной Феодоры»: «Повесть полезна о исходе души от тела и о восходе на небеса и о мытарствах». К XIX веку распространение апокрифов в народной культуре стало очень широким. В коллекции хранятся 6 листов из неустановленного «Синодика» на бумаге 1832 года с миниатюрами из апокрифа «Хождение Богородицы по мукам». Для поминовения патриарха Адриана (1627-1700) был изготовлен гравированный «Синодик» (I издание 1700-1715 годов), который оформил выдающийся гравер-серебряник Оружейной палаты Московского Кремля Леонтий Бунин. Первоначально изготовленные им гравюры предназначались для вклеивания в рукописные сборники. В коллекции представлен «Синодик Николо-Перервинского монастыря» (ныне в составе г. Москвы, район Печатники), начатый в 1735 году, с вклеенными гравюрами Леонтия Бунина (II издание 1710-х и 1720-х годов). Территориальная близость монастыря к селу Коломенское обеспечивала большое число прихожан из жителей села и его приселков, поэтому в «Синодике» встречаются поминальные записи жителей села Коломенского, Садовой Слободы и села Дьякова. Большинство гравюр «Синодика патриарха Адриана», или «Синодика Бунина», оформлено в барочные орнаментальные заставки-рамки, ведущие происхождение из европейской книжности. Основной мотив рамок – травянисто-лиственный и плодово-ягодный орнамент, иногда включающий изображение птиц и маскаронов – мифических существ. В 1730-е-начало 1740-х годов «Синодик Бунина» не имел постоянного состава, часть досок требовала поновлений и замены, поэтому вышел еще один тип гравированного синодика, который выполнили мастера Иван Любецкий и Иван Зубов. В коллекции представлены синодики 1730-х годов из Николо-Угрешского монастыря и из Троицкой церкви села Борисова Московского уезда. Изображения на гравюрах исполнены в зеркальном отображении по сравнению с гравюрами «Синодика Бунина». В ряде случаев гравер привносил новые детали, дополняя ими традиционный сюжет. Например, на гравюре, изображающей Макария Египетского, вместо лодок под парусами изображены трехмачтовые парусные корабли. Для гравюр характерно отсутствие пышных орнаментальных рамок, стремление к укрупнению и детализации изображений. Гравюры синодика этого типа не получили широкого распространения. В отличие от гравированного «Синодика Бунина», который был дополнен гравюрами Василия Андреева и Афанасия Трухменского и стал включать 40 гравированных на меди листов. Гравюры «Синодика Бунина» оказали огромное влияние на иконопись, декоративно-прикладное искусство, живопись, церковное и народное искусство. Он получил широкое распространение и был невероятно популярен на протяжении XVIII-XIX веков. В коллекции представлены «Синодики»: из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Братеева Московского уезда 1760-х годов (III издание «Синодика Бунина»); «Синодик» конца XVIII века (у книги было несколько владельцев, наиболее частым среди владельческих записей является упоминание Темниковского уезда, города Спасск, посада Кадом); из московской церкви Николая Чудотворца на Мясницкой улице 1782 года с не раскрашенными гравюрами. Медные доски для гравюр использовались многократно, оттиски гравюр сохранили следы трещин и поновлений; старые доски заменяли на новые, новые доски выполнялись в грубой офортной манере. Гравюры ярко и небрежно раскрашивали по примеру лубка. В 1766 году «Чин православия» был заменен более кратким последованием и исключен из состава «Постной Триоди», а позже и из церковных служб. Ко второй половине XVIII века «Синодик» утратил литургические функции и стал наиболее распространенным народным чтением, превратившись в своеобразную средневековую энциклопедию. Многие гравированные «Синодики» оставались с пустыми незаполненными страницами «Помянника» и использовались для чтения. «Синодики» читали не только в храмах, но и в домах богатых купцов и горожан, простых крестьян. Лубки на тему смерти и греха вешали в домах на стены (раскрашенная лубочная гравюра «Зерцало грешного», висевшая в доме у отца Федора Вострикова, упоминается в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»). Синодик стал поистине русской народной книгой. Любовь к назидательному чтению, размышления о смерти, смысле жизни и покаянии сыграли огромную роль в формировании русского национального характера и православной культуры.
Авторы
Светлана Юрьевна Князева, хранитель музейных предметов I категории отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
Святое Евангелие
Слюдяные оконницы