Вернуться
3 из 24
Просмотрено 3 из 24
«По дороге стук, да стук, едет крашеный сундук...»
«По дороге стук, да стук, едет крашеный сундук...»
Заголовок
«По дороге стук, да стук, едет крашеный сундук...»
Аннотация
В альбоме представлены несколько типов старинных русских сундуков XVII–XIX вв. из коллекции Московского Государственного объединённого музея-заповедника Коломенское Измайлово Люблино. Основная часть сундучных изделий поступила из ГИМ, куда попала из коллекции московского купца, создателя частного музея Пётра Ивановича Щукина (1853 – 1912). В Древней Руси сундук являлся универсальным предметом мебели, нередко, он мог исполнять роль стола, стула, кровати, но его основной функцией всегда являлось хранение. Сундуки использовали для хранения повседневной одежды и «мягкой рухляди» (верхней одежды, сшитой из меха), в них держали холсты, книги, ценные бумаги, столовую посуду, дорогие ткани, приданое невесты. В Древней Руси были распространены два вида сундуков: подголовок или подголовашек и теремок. Сундучок-подголовок был небольших размеров, с покатой откидной крышкой, на которую клали дорожную подушку. Владелец такого сундучка был уверен, что во время сна с его сундуком ничего не случится. В доме подголовок стоял в красном углу под иконами. Сундук теремок по форме напоминал древнерусский деревянный терем и имел на крышке главного отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Для прочности сундучки изготавливали из дуба, оковывали железными полосами, снабжали врезными замками, нередко с секретом и музыкой, для большей надёжности навешивали замки. Внутреннее пространство сундучков, по желанию заказчика, могло вмещать несколько ящичков, некоторые из них были потаённые, в них лежали особо ценные предметы. Для красоты сундучки обивали кожей, просечным железом, наложенным на прозрачную слюду («горный хрусталь»), фольгу или цветную бумагу, расписывали яркими узорами, изображая райские травы, поющих птиц, фантастических животных. Окованные сундучки служили сейфами и их не только держали в доме, но и брали в дорогу. На рубеже XVII–XVIII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры – крупные торговые города России на Северной Двине. Стоимость таких сундуков была не малой, они относились к предметам роскоши и поэтому были атрибутами царского обихода, богатых бояр, знатного дворянства, купцов и высшего духовенства. В небольших сундучках «скрынях» хранили украшения, бытовые мелочи, монеты, шёлковые платки, ленты. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине. В обиходе русского крестьянина, чаще всего, встречалась коробья́ — стенки у неё были из светлого липового луба, донце деревянное, углы заовалены, а сверху она закрывалась крышкой. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми», чаще всего, окованные железными полосами чёрного или белого цвета, нередко с просечной ключевиной. Одним из центров производства подобных коробей был Великий Новгород. Расписные или «писаные» коробьи продавались и в Москве, в коробейном ряду. Расписывали коробьи, также как и иконы, яичной темперой. Их также приобретали и для «дворцового обиходу». Большое значение коробьи и сундуки играли в свадебном обряде. Народная пословица гласит: «Невеста в колыбельку, приданое в коробейку». Праздничную поездку в церковь сопровождали коробейные сваты, которые везли сундуки и коробьи с приданым невесты. Сундучные изделия настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX — начала XX вв.
Авторы
Тамара Алексеевна Островская, заведующая сектором изобразительного, декоративно-прикладного искусства и книги отдела хранения музейных коллекций
Дата публикации
«Двенадцать стульев»
Альбом "Живописное и археологическое путешествие по России, предпринятое в 1839 г., под руководством господина Анатоля Демидова. Рисунки с натуры и литографии Андре Дюрана"