Вернуться
8 из 12
Просмотрено 8 из 12
В поисках Рая. Традиции и современность
В поисках Рая. Традиции и современность
Аннотация
В ПОИСКАХ РАЯ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Мне часто снились райские сады, Среди ветвей румяные плоды, Лучи и ангельские голоса, Внемировой природы чудеса. Н. Гумилёв, «Рай» (1915) Московский Государственный объединенный музей-заповедник предлагает вниманию зрителей уникальную возможность увидеть произведения русского декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков из собрания музея. Вместе с ними посетители экспозиции увидят работы современной московской художницы Натальи Гурьевны Захаровой, выполненные в технике резной скульптуры, резьбы и росписи по дереву. Выставки отражает образ Рая в искусстве, созданный мастерами прошлого и настоящего. На выставке во всем своем великолепии представлены предметы, входившие в убранство православного храма. Царские, или Райские, врата – центральные врата иконостаса – открывают сакральное пространство алтаря, Небесного Иерусалима, и потому они всегда украшаются богатейшим растительным орнаментом. На выставке экспонируются двое Царских врат. Одни, из церкви Саввы Освященного на Девичьем поле, были сделаны в первой половине XVII века, другие – из Никольского собора Николо-Угрешского монастыря, украшенные золоченой барочной «флемской резьбой», – во второй половине XVII века. Вниманию посетителей предлагаются золоченые колонки иконостасов, декорированные виноградными гроздьями, символически связанными с раем и одновременно с Таинством Евхаристии. Одним из самых значительных памятников на выставке, подлинным шедевром русской деревянной резьбы, является уникальная сень (киворий) 1677 г., висевшая на железных цепях над престолом в алтаре Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Алтарь в православном храме символически соотносится с Раем. Сень выполнена в форме царского венца – это единственно сохранившееся в России произведение деревянной пластики подобной формы. В основе её декора лежит пышный растительный орнамент с динамичными изгибами стебля и сказочными цветами, а также изображения херувимов, Богоматери, апостолов и святителей. Тема рая вдохновляет и современных художников: они ищут и находят в ней неисчерпаемый заряд творчества, что объяснимо, ведь память о рае глубоко укоренена в человеке, вызывая стремление вернуться в первозданное состояние через примирение с Богом и внутреннее преображение. Целая плеяда современных художников часто обращается к данной тематике. Наиболее последовательно и плодотворно в этом направлении работает московская художница Наталья Захарова. На выставке представлены произведения художницы: иконы, горельефные изображения ангелов и русских святых. На примере ее произведений мы имеем возможность продемонстрировать понимание этой эстетики в искусстве нашего времени. Для Захаровой обретение Рая состоит в осмыслении эстетического наследия русского декоративно-прикладного искусства, переосмыслении всего того, что скрывают символы.
Бои за историю: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Резиденция русских монархов. Изображения коломенских дворцов из собрания МГОМЗ