Вернуться
4 из 12
Просмотрено 4 из 12
Как у наших у ворот. Игры и веселье в русской деревне
Как у наших у ворот. Игры и веселье в русской деревне
Аннотация
В течение всего года жизнь русского крестьянина определялась чередой будней и праздников, а праздники – это время для отдыха и досуга. Особенно ждала праздников молодежь. Гуляния, игры, посиделки позволяли молодым людям и девушкам познакомиться – «себя показать и других посмотреть», продемонстрировать свою удаль, сноровку, ум, веселый нрав. Основной темой выставки стали игры, которые проходили в доме в осенне-зимний период, когда сильные морозы буквально «запирали» крестьянина в теплой избе, а работа в поле прекращалась. Сезон деревенских посиделок (бесед, супрядок) начинался поздней осенью, после уборки урожая, и длился до весны, когда наступало время гуляний и хороводов на улице. В крестьянской среде для игры использовались обычные бытовые предметы, все, что было под рукой. Традиционно посиделки начинались с коллективной работы девушек, которые занимались прядением. На выставке экспонируются прялка и веретено, которые легко могли превратиться в предметы для игры. Наиболее распространенной шуткой было прятанье прялки или веретена той девушки, которая выходила из избы. Похищенный предмет она разыскивала, как в игре «холодно-горячо». Молодежные посиделки проходили обычно вечером, поэтому на выставке присутствуют осветительные приборы – светец и керосиновая лампа. Лучина, которая вставлялась в светец, была атрибутом распространенной народной игры «Курилка». Молодежь передавала друг другу из рук в руки горящую лучину, напевая песню. Проигрывал тот, у кого лучина «курилка» угасала в руках. Повсеместно в молодежной среде была распространена игра в «Жмурки». Водящему завязывали глаза платком, он должен был ловить других участников. Согласно местным традициям правила были разные – водящий должен был найти того, кто хлопнул его по спине, кто завязал глаза, свою девушку и так далее. Особую группу игр составляли многочисленные веселые розыгрыши незнакомого с правилами игры новичка, которого могли связать веревкой («Петух») или облить водой. Так, новому участнику посиделок предлагалось взглянуть на наполненную водой сковородку («посмотреть чертей»), когда парень наклонялся, то следовал хлопок ладони по поверхности воды. Ему в лицо и во все стороны летели брызги. Среди народных игр встречаются те виды, которые сейчас можно было бы отнести к настольным. В игре «Блошки» использовались круглые фишки или пуговицы, подкидывая которые игроки соревновались в меткости и ловкости. Основным мотивом этих игр было знакомство сельской молодежи, выбор пары. Среди молодых людей формировались постоянные пары – «почетник» и «почетница», часто в будущем они становились супругами. Кульминацией народных гуляний молодежи была Масленица, когда веселье выплескивалось на деревенские улицы. Основной забавой становилось катание на празднично раскрашенных санях, которые можно увидеть на выставке. В Коломенском играли и развлекались так же, как и по всей России. Девушки и юноши собирались на посиделки. Старожилы Коломенского вспоминали, что в селе Дьякове посиделки бывали в избах у Бабахина, Торова, Кузьмичевых. Среди мужчин и молодых парней были распространены игры в городки, лапту, орлянку, бабки, кости. Мальчики играли старыми деньгами в «Расшибалочку». Житель Коломенского Ф.Ф. Квашнин (1929 г.р.) вспоминал: «Перед домом я с соседями играл в расшибалку, нам было по 8-12 лет. Играли на старые деньги: николаевские и елизаветинские, брали их у дедушки. Играли под окнами и перед воротами. Когда сильно кричали, дедушка выходил, отнимал деньги и раскидывал нам кон». В такой игре каждый игрок давал по монете равного достоинства. Монеты укладывались в стопку одной стороной вверх (где-то орлами, где-то решками). С расстояния в несколько метров каждый из игроков бросал свою биту (свинцовую плашку или екатерининский пятак). Тот, чья бита разбивала стопку, забирал все монеты. В оформлении выставки использованы фотографии крестьянской молодежи села Коломенского и его округи конца XIX – начала XX в. Все экспонаты выставки хранит собрание Московского государственного объединенного музея-заповедника.
«Из истории деревянного дворца. Археологические раскопки на месте Хором царицы 1935 года»
Золото и серебро