Вернуться
5 из 12
Просмотрено 5 из 12
Узорочье российских храмов
Узорочье российских храмов
Аннотация
На протяжении всего XVII столетия на просторах Московского государства формировался архитектурный стиль – «русское узо́рочье», который отличался особой сложностью композиции, живописностью силуэта, затейливыми формами, обилием декора. Этому стилю и посвящена выставка. Она открыта в церкви Святого Георгия, которая стоит на исторической Вознесенской площади, примыкающей к Государеву двору царя Алексея Михайловича Романова. Именно на эпоху его правления пришелся расцвет строительства храмов как в Москве, так и по всей России. Для первой половины XVII в. типична сложная пространственная композиция каменных строений – бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете (цокольном этаже), с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять больших куполов, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Для второй половины XVII в. более характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные композиции. К симметрии тяготеет и декор храмов. Завершения самой церкви, колоколен и покрытие крылец могли быть шатровые. Два или три шатра у таких храмов, как правило, не имели конструктивного значения, а являлись сугубо декоративным элементом. Со временем в архитектуре XVII в. усиливается влияние светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. В связи с этим культовые сооружения становятся все более праздничными, нарядными, украшенными богатым декором. Это и многоцветные резные наличники, многоярусные кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, колонки и изразцовый орнамент. Невероятно живописно смотрелись бочкообразные кровли и особенно крыльцо с шатровым покрытием, украшенное интересным архитектурным элементом – «гирькой». Рассказывая о русском узорочье, невозможно не упомянуть об изразцах. Изразцы украшали почти все церкви, построенные в XVII в. Ценинные (многоцветные) и муравленые (зеленые) – все они являлись ярким и разнообразным убранством, вписывающимся в традиционное восприятие церковного здания как богато украшенного дома Божия. На выставке представлены изразцы XVII в. как существующих храмов (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках), так и утраченных (церковь Николая Чудотворца в Столпах, церковь Живоначальной Троицы в Зубове на Пречистенке). На конец XVII в. пришлось развитие «русского», «нарышкинского», или «московского» барокко, как его еще называли. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. XVII столетием завершается история средневековой русской культуры, создаются все необходимые предпосылки для будущего развития архитектуры XVIII в. В Коломенском сосредоточено столько уникальных памятников архитектуры, что, стоя на Вознесенской площади, можно увидеть архитектуру от XVI до XIX в. Прежде всего, это шедевр каменной шатровой архитектуры церковь Вознесения Господня (1530–1532), памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом находится колокольня XVI в. со скромным декором, в архитектуре которой прочитывается сильное итальянское влияние, и палаты Сытного двора XVII – XVIII вв. А за оврагом, сквозь деревья виднеется главка церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи XVI века. На территории Государева двора в Коломенском находится храм во имя Казанской иконы Божией матери, построенный в 1670-е годы. Расположенный в центре Государева двора он служил домовой церковью для жившей в летнем коломенском дворце царской семьи. Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав Государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. Зато она представляет собой типичную церковную постройку второй половины XVII в., которых так много в Москве и в других городах России. Пройдя эпоху расцвета в XVII столетии, русское узорочье не исчезло, а трансформировалось и стало в XIX–начале ХХ в. источником вдохновения для таких архитектурных стилей как эклектика, историзм, модерн и неорусский стиль. На выставке представлены хромолитографии, фотогравюры конца XIX – начала ХХ в. из альбомов «Памятники древнего русского зодчества» и «Подмосковная старина». Посетители увидят примеры церковной архитектуры XVII в. Москвы, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Мурома, представленной как в графических работах, так и в электронном разделе выставки.
Как у наших у ворот. Игры и веселье в русской деревне
Узорочье российских храмов