Вернуться
6 из 12
Просмотрено 6 из 12
Золото и серебро
Золото и серебро
Аннотация
Выставка знакомит с богатством и разнообразием изделий из серебра, золочёной бронзы, золочёного дерева, тканей с использованием золотых и серебряных нитей, расписанной золотом посуды XVII – начала ХХ веков из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника. Здесь каждый предмет обладает особой притягательностью. Ещё недавно все эти артефакты были неотъемлемой частью жизни наших предков. Сегодня они позволяют увидеть разные исторические эпохи, мастеров, сумевших сделать столь совершенные произведения, представить людей, пользовавшихся всем этим великолепием. Изделия из драгоценных металлов во все века воспринимались как «сокровища», «богатство», будь то предметы церковные или светские. Причиной такого отношения стала их материальная ценность. Это был скрытый финансовый резерв, который можно было использовать во время войны или в случае крайней необходимости. Яркий пример из отечественной истории, подтверждающий подобную практику, – переплавка большого количества серебряной церковной утвари из митрополичьего дома Ростова Великого по указанию Петра I в начале Северной войны на выплату жалования армии. В собранных на выставке произведениях отражены различные техники обработки металла: литьё, ковка, чеканка, штамповка, скань, а также приёмы украшения предметов путём нанесения декоративных покрытий – золочения, серебрения, эмалирования. Применение позолоты или серебрения придавало цветовое богатство, а эмали – дополнительные цветовые акценты. Светское бытовое серебро представлено московской и петербургской ювелирными школами. Долгое время считалось, что основная масса российских покупателей не особенно взыскательна – «лишь бы золото было чистое, а серебро настоящее», поэтому в провинции ювелирное дело было не так хорошо развито. Отдельный раздел выставки составляют церковные предметы из серебра. На протяжении всего своего существования Русская Православная церковь была крупнейшими заказчиком изделий из драгоценных металлов. Из серебра делали предметы для богослужений и оклады для икон. Традиция украшения икон драгоценными материалами пришла из Византии. Богатые оклады служили прославлению иконы, а сияние золота на них считалось образом Божественного света. В допетровскую эпоху серебро было привозным. Его доставляли в Россию из стран Европы и Востока. Серебряных изделий русского средневековья сохранилось мало, так как вышедшие из употребления предметы сразу шли в переплавку. В начале XVIII века добыча серебра в России уже велась полным ходом. В 1704 году заработал Нерчинский сереброплавильный завод. С открытием Алтайских, а затем Печорских месторождений серебра вопрос с добычей руды в России был решен окончательно. Преобразования первого российского императора привели к изменениям в образе жизни дворянства. Европейская мода на серебро быстро распространилась и в России – из него делали столовые сервизы, различные аксессуары. В XIX веке искусство серебряных дел мастеров в России достигло своего расцвета. Русская ювелирная школа громко заявила о себе на первой Всемирной выставке художественно-промышленных товаров в Лондоне в 1851 году, после чего ее представители стали обязательными участниками и призёрами всех последующих выставок. Только Москве к началу XX века существовало более пятисот ювелирных фирм, артелей и мастеров-ювелиров. Октябрьская революция 1917 года уничтожила состоятельных заказчиков. В 1918 году обыски начались в крупных и мелких ювелирных мастерских. Огромное количество драгоценностей было продано или вывезено за границу. В 1920-е годы в Ленинграде открылся магазин, где торговали дворцовым имуществом. В результате из наследия русской ювелирной школы в стране осталось не так много изделий. Ювелирное искусство Западной Европы представлено на выставке изделиями немецких мастеров конца XVII – второй половины XIX века. Особенно выделяются кубки-наутилусы с морскими перламутровыми раковинами. Произведения немецких ювелиров традиционно пользовались спросом по всей Европе. Сложная и неудобная форма кубков-наутилусов не предполагала их использования в качестве посуды. Их декоративную выразительность традиционно использовали для украшения интерьеров. Отдельного внимания заслуживают изделия из французской золоченой бронзы. По цене эти памятники сравнимы с ювелирными изделиями. Главенство «французского вкуса» в эпоху классицизма в России инспировало царский двор и аристократию приобретать изделия французских бронзовщиков: осветительные приборы, каминные часы, украшенные скульптурными композициями. На выставке представлены каминный гарнитур (часы и два канделябра), каминные часы, а также пара канделябров. Великолепная скульптурная работа дает представление о лучших образцах французской бронзы этого периода.
Золото и серебро
Бои за историю: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон