Вернуться
2 из 15
Просмотрено 2 из 15
Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины
Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины
Аннотация
Виртуальная выставка «Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины» – часть масштабного выставочного проекта, включающего в себя экспозицию, издание и событийную программу. Проект посвящен осмыслению аспектов личности и творчества Ивана Барщевского, его уникальному фотографическому наследию, роли в развитии искусства в нашей стране. Повествование выставки охватывает весь жизненный путь именитого мастера, подробно освещая его так называемый «ростово-ярославский» период, многолетнюю деятельность в Смоленске и последний этап жизни, связанный с Москвой и музеем в Коломенском. Вашему вниманию представлены уникальные мемориальные предметы, чудом уцелевшие в вихре исторических событий, прекрасные образцы музейных коллекций, демонстрирующие вкусы и увлечения мастера и, конечно же, его блистательные фотоработы, навсегда вошедшие золотой фонд мировой фотографии. Родился Барщевский 16 апреля 1851 г. Его детство прошло в деревне. Отец его был удивительной личностью, сочетавшей в себе массу трудовых навыков и колоссальное стремление к саморазвитию. Первые университеты Барщевский прошел под родительским кровом, в том числе и в фотоделе. Первый фотографический аппарат отец купил, когда Федору Ивановичу было 14 лет. Отправляясь в 17 лет на заработки в Петербург Барщевский умел не только плотничать и столярничать, но и прилично рисовал. Первую работу он нашел в мастерской Царскосельской железной дороги. Через два года, получив производственную травму, был вынужден уволиться и случайно, в поисках новой работы, зашел в ателье придворного фотографа К.И. Бергамаско. Его приняли на должность ретушера. С этого момента определилась творческая судьба Барщевского, фотографирование стало делом его жизни. Выставка широко освящает знаковый творческий период, начавшийся в Ростове Великом, куда Барщевский с супругой приехал в 1877 г. Красота и величие древних сооружений города поразили Ивана Федоровича. Как фотохудожник он сумел увидеть, почувствовать неповторимое своеобразие и художественную ценность архитектурных памятников. По собственной инициативе Барщевский начал фотографировать ветшающие храмы, желая запечатлеть их для потомков. По существу, он был первым, кто стал создавать документально-художественную фотографическую летопись древних памятников России. Впоследствии, снимая памятники в различных частях света, он делал их доступными для общественности, издавая на собственные средства альбомы фотографий. С 1884 по 1896 г. вышло около 50 фотоальбомов. Деятельность Барщевского была отмечена специалистами. За свои труды Барщевский получил многочисленные награды от Русского технического общества, Археологического общества, Минестерства финансов. Он стал также действительным членом Императорских и ученых обществ: географического, археологического, архивных комиссий, поощрения художеств, естественно-исторического, распространения технических знаний. К обширным знаниям и богатому опыту Барщевского постоянно обращались виднейшие ученые. Его снимки использовали в научной работе виднейшие ученые, такие как В.В. Суслов, Н.В. Султанов, А.С. и П.С. Уваровы, И.Э. Грабарь. В 1897 г. по совету археолога В.И. Сизова к Ивану Федоровичу обращается княгиня М.К. Тенишева с просьбой выполнить для нее фотографии. Огромной вехой в жизни Барщевского стал смоленский период, начавшийся со знакомства с Марией Клавдиевной Тенишевой – крупным меценатом, собирателем древностей, создателем уникального музея «Русская старина», хранителем которого до 1930 г. был Иван Федорович. Это было творческое и радостное время для Барщевского. По поручению М.К. Тенишевой он вел поиск и приобретал предметы церковного обихода и изделия народных мастеров. В 1890-е гг. Барщевский стал для Тенишевой настоящим сподвижником и опорой. Он стоял у истоков становления Талашкинских художественных мастерских, составлял опись собранных княгиней изделий, которая послужила основой издания каталогов. На выставке в разделе, посвященном смоленском периоду, представлены предметы из фондов МГОМЗ, собранные П.Д. Барановским, которые иллюстрируют типологию собираемых Барщевским предметов для музея в Смоленске. Взгляды на историю культуры, формирование музейного собрания у Барщевского и Барановского были очень похожи. Не случайно они дружили, и в 1933 г. Петр Дмитриевич пригласил Барщевского на работу в музей «Коломенское». В заключительном разделе речь идет о работе Ивана Федоровича в нашем музее в должности реставратора. Музею пригодились его знание и опыт. Несмотря на почтенный возраст, в то время ему исполнилось уже 82 года, он вместе с учеными и реставраторами обследовал памятники архитектуры, производя их съемку. В 1946 г. старейшему фотографу и музейному хранителю Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств» за выдающиеся заслуги в области воспроизведения памятников древнерусского искусства. Служа отечественной культуре в музее «Коломенское», большую часть времени и сил Иван Федорович отдавал основной работе – реставрации коллекций керамики, слюды, металла. Коллекция фотографий Барщевского, хранящаяся в музее, в основном посвящена Коломенскому и выполнена в 1933-1939 гг. В фондах музея хранятся 641 негатив и авторские отпечатки к ним, более 300 отдельных фотографий и шесть тематических альбомов, таких как «Домик Петра» или «Экспозиции музея, фонды». На выставке показаны серии фотографий, освещающих различные аспекты музейной жизни, навсегда сохранившиеся в объективе великого русского фотографа.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ-ВОИНЫ, СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. К 800-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского
Прогулки по Коломенскому
Экспонаты выставки Отобрано: 128
Барщевский И.Ф. ((1851 — 1948 гг.)). Макет надпрестольной сени. 1896 г.
Грамота № 540 Императорского Русского Технического общества о награждении И.Ф. Барщевского малой золотой медалью Министерства финансов за коллекцию фотографических снимков видов и древних памятников Палестины. 1898 г., 22 апреля
Санки (дровни). XIX в., конец
Письмо № 79 Императорского русского Археологического общества о присуждении И.Ф. Барщевскому серебряной медали за безукоризненную плодотворную деятельность по собиранию и изданию отечественных памятников древности и за услуги, оказанные археологии. 1888 г., 31 января
Свидетельство, выданное И.Ф.Барщевскому Министерством по делам народного образования и изящных искусств Франции, о присвоении ему почетного звания в связи с созданием выставки из собрания М.К.Тенишевой в Париже. 1907 г., 14 сентября
Веретено. XIX в., первая половина