Вернуться
2 из 84
Просмотрено 2 из 84
Анзерский Елеазар
Анзерский Елеазар
ФИО
Анзерский Елеазар
Годы жизни
Биография
Родился в Козельске, сын купца Севрюкова из сословия «беломестных козаков». В начале XVII века ушел в Соловецкий монастырь с двумя братьями, что соответствует семейной традиции: в конце жизни мужчины из рода Севрюковых уходили в монастырь. Был пострижен в монахи игуменом Иринархом с именем Елеазар. До 1614 года проходил многочисленные послушания в Соловецком монастыре: занимался иконописанием, чтением и перепиской духовных книг. После чего отправился на Анзерский остров, принадлежащий Соловецкому монастырю. С XVI века остров Анзер привлекал пустынножителей. Елеазар принял на Анзере схиму, прожив 4 года отшельником, питаясь один раз в неделю и нося на теле железные вериги. Через 4 года Елеазар переселился к Троицкой губе в глубину острова. К нему стали стекаться люди, так образовался скит. Благодаря высоким духовным качествам и особому благочестию Елеазар стал хорошо известен государю Михаилу Федоровичу Романову. Произошло это благодаря дружбе Елеазара с Соловецким игуменом Иринархом, к которому царь испытывал глубокое уважение, и дружбе с Соловецким пострижеником Александром Булатниковым, царским советником и кумом. Елеазар впервые посетил Москву в феврале 1628 г. и государь просил его молитв о даровании царской чете долгожданного наследника. Преподобный предсказал государю скорое рождение сына, что и произошло 10 марта 1629 года: родился Алексей Михайлович Романов. Впоследствии Елеазар отказался от предложений царя занять высокие посты в церковной иерархии и вернулся на Анзер. Вся деятельность преподобного была направлена на получение независимости Анзерского скита от Соловецкого монастыря, на его устроение и строительство Троицкого храма. Пустынь получала богатые вклады от царя, его родственников, особенно от патриарха Филарета. В 1646 году царь Алексей Михайлович подписал долгожданную грамоту о независимости скита. В первой половине 1630-х годов к Елеазару пришли Никон (будущий патриарх), Никодим и Никифор, со временем, ставшие его любимыми учениками. Неординарность творческих натур Елеазара и Никона, стремление к независимости, пылкость и схожесть характеров обоих сделали невозможным их нахождение вместе. Будущий патриарх Никон обратил на себя царское внимание и был допущен к государю Алексею Михайловичу, прежде всего, как духовное чадо Елеазара. Преподобным написаны: автобиографический рассказ «О бывших ему видениях и откровениях», «Предисловие к Соловецкому богослужебному уставу», «Сказания преподобного Елеазара о слышании божественного гласа»; послание к светскому лицу. По преданию, Елеазар напутствовал своих учеников на смертном одре. Преподобный умер 13 января 1656 года и был погребен в Троицкой церкви Анзерского скита. Впоследствии с обеих сторон от гроба были положены тела двух его учеников: Никодима и Никифора, и сооружена деревянная часовня. Спустя 100 лет при строительстве новой каменной часовни были обретены мощи святого. Местное почитание преподобного на Соловках началось сразу после его смерти, чему способствовали многочисленные свидетельства о посмертных чудесах Елеазара. Авторитет преподобного был незыблемым: он одинаково почитался и у никониан, и у старообрядцев. Надгробный покров на мощи, на котором святой изображен усопшим, был выполнен в последней четверти XVIII века. После того, как на месте почитания Елеазара в Троицком соборе была устроена новая бронзовая гробница, покров был смонтирован на деревянную основу и помещен вертикально на стену и использовался как надгробная икона. Троицкая церковь Анзерского скита перестраивалась несколько раз. В 1884 году на месте, где прежде стояла надгробная часовня Елеазара, был построен новый храм, мощи преподобного находились под спудом.
Александр Македонский
Барановский Петр Дмитриевич, 1892 - 1984