Вернуться
3 из 104
Просмотрено 3 из 104
Анзерский Елеазар
Анзерский Елеазар
ФИО
Анзерский Елеазар
Годы жизни
Биография
Мирское имя Елеазара не известно. До этого он, сын купца Севрюкова г. Козельска из сословия «беломестных козаков», вместе с двумя братьями уходит в Соловецкий монастырь между 1606 г. и 1614 г., что соответствовало их семейной традиции. Был пострижен в монахи с именем Елеазар. Проходил многочисленные послушания в Соловецком монастыре до 1616 года. Занимался иконописанием, перепиской духовных книг, резьбой по дереву, участвовал в работах по реконструкции иконостаса Спасо-Преображенского собора. После чего, отправился на пустынный Анзерский остров, где летом 1616 года принял схиму. Смиряя себя телесно, Елеазар укреплялся духовно: питался один раз в неделю, много физически трудился, носил на теле железные вериги. Продолжая соловецкие традиции духовного руководства, преподобный деятельно воплощал направление старчества. К нему стали приходить послушники, так образовался скит. Соловецкий игумен Иринарх, пользовавшийся царским доверием, ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве храма на Анзере для живших там отшельников. Соловецкий постриженик, царский советник и кум, келарь Троице-Сергиевой Лавры Александр Булатников поддержал это начинание и царица Марфа пожаловала на храм 100 р. Патриарх Филарет послал грамоту Новгородскому митрополиту Макарию об устройстве на Анзере деревянной церкви во имя Троицы с приделом прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Федоровича, которая была освящена в 1621 г. С 1624 г. строителем скита назначен Елеазар. Отшельники жили по примеру «древних отец скитских» в кельях в версте друг от друга, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Елеазара. Литературное наследие Елеазара включает эпистолярные тексты: переписку с властями Соловецкого монастыря, с царским семейством, патриархом Никоном, а также литературные сочинения, в которых Елеазар продолжает традиции житийных автобиографий. Елеазару приписываются четыре литературных сочинения, написанные в разных жанрах: «Своеручная хартия о видениях и откровениях» (ярко эмоциональный рассказ о благодатных видениях, внутренней жизни подвижника); «Предисловие к соловецкому богослужебному уставу» (изложение обстоятельств получения скитянами устава), «Сказание преподобного Елеазара о слышании божественного гласа» (о написании Елеазаром образа Спасителя), «Список з грамоты строителя Анзерские пустыни» (учительное сочинение). Игумен Иринарх и старец Александр Булатников рекомендовали Елеазара, духовные подвиги и авторитет которого к концу 1620-х гг. были незыблемы, государю Михаилу Федоровичу Романову. Во время визита Елеазара в Москву в феврале 1628 года, государь просил его молитв о даровании царской чете долгожданного наследника. По предсказанию и молитвам преподобного 10 марта 1629 года родился Алексей Михайлович Романов. Все жизненные установки преподобного были направлены на получение независимости Анзерского скита от Соловецкого монастыря, на его устроение и строительство каменного Троицкого храма. Царь, Романовы, представители правящей элиты, особенно патриарх Филарет, продолжали делать богатые вклады в пустынь. В 1646 году царь Алексей Михайлович подписал долгожданную грамоту о независимости скита от Соловецкого монастыря. В первой половине 1630-х годов к Елеазару пришли священник Никита (будущий патриарх Никон), Никодим и Никифор, - впоследствии его любимые ученики. Елеазар неоднократно бывал с иеромонахом Никоном в Москве по делам скита, предвидел патриаршее служение своего духовного ученика. Преподобный не оставлял Никона молитвенной помощью и после его ухода из скита, находясь с ним в постоянной переписке. Преподобный преставился 13 января 1656 года и был погребен за алтарем Троицкой церкви Анзерского скита. Впоследствии с обеих сторон от гроба были положены тела двух его учеников: Никодима и Никифора, и сооружена деревянная часовня. Спустя 100 лет при строительстве новой каменной часовни были обретены мощи святого, поставлена гробница. Авторитет Елеазара был незыблемым: он одинаково почитался и у никониан, и у старообрядцев. Просьбы о молитвенной помощи преподобному начались на Соловках сразу после его смерти, чему способствовали многочисленные свидетельства о посмертных чудесах Елеазара. Местное почитание Елеазара было установлено при прп. Иове (Иисусе – основателе Голгофо-Распятского скита), после явления ему в 1712 г. Богородицы с Елеазаром. Надгробный покров с изображением святого усопшим был выполнен в последней четверти XVIII века. После того, как на месте почитания Елеазара в Троицком соборе была устроена новая бронзовая гробница в 1830-х гг., покров был смонтирован на деревянную основу и помещен вертикально на стену и использовался как надгробная икона.
Александр Македонский
Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, 1641-1702